16 Фев 2021 13:58

Виртуальная библиотека "Искусство украшать"

Выпуск 1. Декоративно-прикладное искусство. Вышивка.

Дорогие друзья сегодня в нашей группе мы открываем рубрику "Искусство украшать".
Не всегда нужно выбирать между эстетикой и утилитарностью. Есть искусство, которое объединяет «прозу и поэзию» в одно направление. И это декоративно-прикладное искусство.
Что такое декоративно-прикладное искусство? Латинское слово «decoro» означает «украшаю», и оно объясняет основное предназначение данного направления. Но слово «прикладное» не просто уточняет первую часть определения, а предлагает его иначе осмыслить.
Он охватывает такие отрасли художественной деятельности, которые соединяют в себе создание изделий с несколькими функциями. Эти изделия могут не только украшать (декорировать), их можно использовать (утилитарная функция). Говоря проще, на картину на стене мы может только смотреть. Это чистая эстетика, которая в бытовом плане мало полезна.
Проявления декоративно-прикладного творчества находят (или могут находить) практическое применение в повседневности.
Предназначение ДПИ:
- соответствие эстетическим запросам;
- расчет на художественный эффект;
- оформление быта и интерьера.
Народные промыслы и декоративное искусство связаны между собой, они питают друг друга. Комбинации получаются самые интересные и яркие.
Сегодня мы познакомим вас с одним из самых распространенных видов ДПИ - вышиванием.
Вышивка издавна украшает одеяние человека и те тканевые изделия, что используются в быту. На скатертях, рушниках, салфетках, занавесках появляются красивейшие узоры, созданные преимущественно вручную.
Мало тех народов (если они вообще есть) одежду которых не украшает вышивание, потому география направления просто огромна. Первые образцы вышивки найдены на артефактах древних цивилизаций Азии, Европы и Америки. У каждого народа – свои особенности вышивки, свои узоры и решения, которые дольше, чем многие другие виды ДПИ, сохраняют эту народную идентичность.
И сегодня вышивка не утратила своего значения: огромным спросом пользуются интерьерные игрушки с вышивкой, текстильный декор, сумки, одежда и т.д. В таких работах совмещаются традиции, технологические возможности и мода времени. Образцы современной вышивки отлично вписываются в уютные интерьеры квартир и домов.
Вышивкой украшают всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.
Виды вышивания:

  • Вышивка синелью
  • Вышивка крестом
  • Вышивка полукрестом
  • Вышивка гладью
  • Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)
  • Вышивка лентами
  • Вышивка шёлком
  • Золотное шитьё (золотыми нитями)
  • Вышивка бисером
  • Изонить
  • Орловский спис
  • Кэндлвик (англ.) (candlewicking) — стиль вышивки, обычно нитками натурального цвета на натуральном полотне, с использованием глади и французских узелков и др.

Способы вышивания могут быть машинным и ручным.

В последующих выпусках мы познакомим вас с каждым видом вышивания подробнее.

Выпуск 2. Ковка

Рассмотрев историю зарождения и развития ДПИ, нельзя сказать, что оно зародилось с самим человечеством, но неправдой будет и пролагать огромную дистанцию между зарождением первых обществ и их попыткой украсить окружающую среду.
Уже в древних произведениях заметно внимание, уделяемое эстетике.
Кажется, что человек эволюционировал и вместе с этим все больше стремился к украшательству своего быта.
Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе, что образность, системы кодирования информации, эстетизация жизни и развивает мозг человека, меняет его.
Второй выпуск посвящен ковке.
Художественная ковка приручила металл, из него стали делать изящные, очень тонкие вещи. История славит кельтские племена, которые, кажется, если не придумали ковку, так сделали ее известной. Горн и наковальня, ручник и кувалда – вот те инструменты, которыми пользуется мастер в создании изящных ворот, калиток, вывесок, козырьков.
Кованые элементы стали отличительными чертами барокко и модерна, и сегодня ковка становится изюминкой сооружения. К слову, в древности, чтобы стать кузнецом, нужно было не просто постигнуть азы ремесла. Оттачивали профессионализм мастера годами, и не каждый осиливал эту задачу. У кузнецов в обществе был особый статус, они были обеспеченными и уважаемыми людьми. В 6 веке на Руси зародилась именно художественная ковка: оружие мастер украшал узорами, которые делали вещь уникальной. И не только оружие!

Выпуск 3. Вязание

Феномен декоративно-прикладного искусства пронизывает все стороны жизни: организацию быта, уклад семейных и межличностных отношений. Функции ДПИ (просветительские, обрядовые, эстетические и др.) содержатся в любом предмете искусства.
Декоративно-прикладное искусство понимают, ценят, пользуются его результатами, и не будет преувеличением сказать, что и занимаются им многие.
Так одним из самых старинных видов прикладного искусства - вязанием увлекаются многие любители рукоделия. Вязанием занимались наши мамы, бабушки и прабабушки. И сегодня в рубрике "Искусство украшать" представляем вашему вниманию рассказ о древнейшей истории такого вида декоративно-прикладного искусства как вязание.
Самый древний вязаный артефакт, найденный в Европе, датируется 4 столетием до нашей эры. Но это только показатель развитости данного направления на тот момент. Что говорить, если даже в гробнице Аменемхета археологи нашли рисунок, который датируется 19 столетием до н. э. И на этом рисунке изображены женщины будто бы в вязаных жилетах. А в гробнице другого фараона найден детский носочек из шерсти, вероятно, вязаный.
В 13 столетии на Востоке случился настоящий «вязальный бум» со сложными орнаментами, необычайной геометрией решений. В Италии в то же время возникает популярность вязания как домашнего рукоделия. К 16 столетию вязание уже захватило всю Европу.
Сегодня вяжут спицами (круглыми и обычными), крючком. Интересно, что старинное ремесло стало формировать новую культуру: в Инстаграм необычайную популярность завоевывают аккаунты с вязаными коврами, пуфами, чехлами и корзинами. Это стало трендом, который очень востребован.

Выпуск 4. Резьба

В древности человек обращался к природному началу. Он черпал вдохновение в его образах, люди пользовались натуральными материалами, например: глина, дерево. В этом заключалась гармонизация человека и природы. Он не противопоставлял себя ей, а являлся ее частью.
Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые дополнялись фантазией художника и желанием сделать образ более совершенным. В таком виде декоративно-прикладного искусства, как резьба по дереву очень активно просматривается применение этих мотивов и образов.
В этот раз рубрика "Искусство украшать" знакомит вас с ещё одним видом декоративно-прикладного искусства - резьбой.
В России резьбу по дереву называли резным делом, а рисунок – ознаменкой. В разных точках мира было распространено это творчество, потому культурные перекрестки часто случались и появлялись уникальные образцы: например, в Троице-Сергиевой лавре инок Амвросий сумел соединить в своих резных работах восточный стиль, западный и традиционный русский. В российских традициях немало преемственности от византийской резьбы, а также от немецкой (с готическими мотивами).
Сегодня выделяют резьбу: сквозную, глухую, скульптурную, домовую, а также резьбу бензопилой. В последнее время особенно востребована скульптурная резьба, создаваемая на копировально-фрезерных станках.
Позже в нашей рубрике мы остановимся более подробно на каждом подвиде резьбы по дереву.

Выпуск 5. Валяние

Валяние из шерсти, англ. фелтинг (от англ. felt «войлок, фильц, набивание») — особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния вначале использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных для изготовления одежды. В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока. В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.
Валяние считается самой древней техникой изготовления текстиля. Неизвестно точно, как древним людям пришла в голову мысль использовать найденную шерсть животных, но они начали ее художественно преобразовать.
В процессе валяния шерсти получался войлок, и для множества народов (в особенности – кочевых) долгое время он был единственным текстилем. Из него делали ковры, юрты и чехлы, головные уборы и т.д.
Сегодня различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое.. Войлок часто называют текстильной глиной. Сейчас валяние также перешло на новые площадки для презентации: в аккаунтах мастеров появляются милейшие игрушки из войлока, картины и панно, броши и украшения.

Выпуск 6. Лепка

Народные традиции так сильны, что они влияют на декоративно-прикладное искусство и сегодня. До сих пор популярны изделия из природного материала, с традиционными узорами и проверенными временем формой, настроением, цветовым решением. В восточных странах это сталь, бронза, ковры ручной работы, в южных странах – это керамика и конструкции из морских раковин, в Африке это ритуальные маски, в Прибалтике – это янтарные изделия, в Японии, Корее, Китае – фарфор, эмаль с искусными, тончайшими изображениями.
На Руси много работали с деревом, глиной, так появилась гжель и золотая хохлома. Возникновение большинства направлений ДПИ связаны с регионом происхождения: человек взаимодействовал со своей средой. Но тематика, колористика, особенности обработки продиктованы местными художественными потребностями.
Лепка как вид декоративно-прикладного искусства существует практически с незапамятных времен. Считается, что использовать глину человек решил, когда увидел собственный след на сырой земле. Сначала природный материал применялся как покрытие для плетеных корзин, потом из нее делали первую посуду.
Сегодня одно из самых древних ремесел живет и даже процветает. Открываются новые гончарные мастерские, а авторская керамика находит своего почитателя. Но лепят не только из глины. В конце 19 века преподаватель В. Харбатт изобрел пластилин, сначала он был просто серым, но все равно пользовался популярностью. Вскоре в пластилин стали добавлять цветные пигменты, и человечество получило самый доступный в плане лепки материал.
Между прочим, не только дети увлекаются лепкой из пластилина. Признанные мастера создают шикарные пластилиновые картины и панно, которые сравнимы с произведениями искусства.
Также сегодня очень популярна лепка из полимерной глины. Это самозатвердевающий материал, работа с которым проста тем, что не приходится мастеру думать об обжиге в специальной печи. Глина сама затвердевает за несколько часов.
Позже более подробно рассмотрим разные виды лепки: из глины, солёного теста, пластилина и др.

Выпуск 7. Батик

Батик - это техника росписи тканей. Техника окрашивания появилась несколько тысяч лет назад для текстильной ручной росписи ткани с помощью горячего воска. Современный батик для начинающих использует значительно больше методов окрашивания, но все они объединены по принципу использования различных веществ (среди них — парафин) в качестве резерватора, которые предотвращает обработанные участки от проникновения краски в волокна и, таким образом, образуется шаблон.
Техника батик использовалась в Китае, Перу, Японии, Шри-Ланке, в странах Африки. Древнейший батик обнаружен в Египте, который датируются 5 в. до н. э. Еще более древние образцы тканей принадлежат Японии, но их авторство приписывают китайским художникам-иммигрантам.
История этого искусства прочно связана с Китаем, откуда батик распространялся по всему миру. Шелковые ткани, окрашенные с помощью этой техники, продавались от Китая до Средиземного моря — именно поэтому это направление назвали Великий шелковый путь.
Одними из первых использовали способ росписи ремесленники с острова Ява. Очень быстро эта техника здесь превратилась из ремесла в искусство.
Это дорогостоящая технология, занимающая много времени, изначально использовалась в одежде как привилегия аристократов.
Секреты различных техник батика передавались из поколения в поколение и хранились в пределах одной семьи ремесленников.
Значительно повлиял на искусство батика ислам, так как мусульманам не разрешается изображать людей и животных, узоры приобрели стилизованные формы с дополнением восточными орнаментами и арабской вязью.
В 1835 году был открыт первый завод тканей с росписью батик в голландском городе Лейдене. Европейцы улучшили технологию и начали массовое производство батика. Воск наносили с помощью печатных штампов — это снизило себестоимость продукции и позволило получить очень сложные узоры.

Выпуск 8. Городецкая роспись

Городецкая роспись - народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Городецкими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.
Родина городецкой росписи – Поволжье. Местные мастера окрестных деревень украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.
Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. В узорах городецкой росписи отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком.
Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Выпуск 9. Вышивка лентами

Вышивка шёлковыми лентами — это вид художественного рукоделия, объёмного вышивания с использованием иглы с большим ушком и шёлковых или атласных лент, с помощью которых на ткань (хлопок, габардин, органзу), зафиксированную в пяльцах, наносится рисунок из лент различного цвета и ширины. Как правило, вышивают цветочные и растительные элементы, но мастера умеют вышивать замечательные картины и с животными, птицами, пейзажами.
Технология вышивание лентами – уникальная разновидность рукоделия, позволяющая создавать невероятно красивые и неповторимо оригинальные картины из шелковых или атласных лент. Узорами, полученными в процессе вышивания тонкими лентами, можно украшать платья, футболки, блузки, а также сумки, платки. Опытные мастера не обходят стороной предметы домашнего обихода, украшая оригинальными рисунками шкатулки, ежедневники создавая эксклюзивные изделия.
Вышивка лентами – вид объемной вышивки, которой увлекались еще наши предки несколько столетий назад. Однако не все имели возможность декорировать одежду шелковыми лентами, поскольку стоимость шелка была высокой и могла соизмеряться с ценой золота. Знатные вельможи и члены королевской семьи могли носить предметы гардероба, на которых эффектно красовались объемные цветы, выполненные с применением технологии вышивания лентами.
Традиция украшать лентами праздничную одежду достигла и наших времен. Многие современные рукодельницы стремятся таким способом украсить свадебные платья.
Опытные рукодельницы создают даже церковные картины, иконы из шелковых или атласных лент.
Главной особенностью вышивки лентами является техника, сопровождающаяся легкостью восприятия и последующего выполнения. Мастера утверждают, что даже ребенок, имея соответствующее желание, способен овладеть основой такого рукоделия, научиться вышивать разнообразные узоры, используя готовые схемы.
Второй особенностью такого рукоделия является эксклюзивность каждого вида работ. Используя одну и ту же схему, мастера получают разные картины.

Выпуск 10. Домовая резьба

Домовая резьба по дереву... Ее узоры и орнаменты на домах, которые словно из сказки, поражают своим великолепием.
Эту резьбу можно смело назвать визитной карточкой нашей страны. В разных городах России сохранились старинные усадьбы, украшенные изображениями животных, птиц, сказочных существ. Но особенно выделяются фигурные элементы, очень похожие на зимние узоры. Умельцы создают необыкновенно красоты шедевры.
Искусством резьбы по дереву в совершенстве владели еще древние славяне. Ученые находят изделия, датированные XI веком. Это дает право предполагать, что изготавливать из дерева разнообразные предметы домашнего обихода и обереги наши предки стали еще до принятия христианства.
В XVIII веке появилось новое направление — «глухая» домовая резьба. Первопроходцами стали судостроители, которые деревянными «картинами» украшали барки. У них было много работы зимой, а летом, чтобы не сидеть без дела, резчики по дереву стали украшать фасады домов (наличники окон, конек, фронтоны) и ворота. «Глухой» эта резьба называется потому, что на таких резных досках не было ни одного сквозного отверстия. Изображали на них мифических существ (русалка, птица сирин) и реальных животных, птиц и рыб (лиса, цапля, осетр).
В нашей стране яркие образцы «глухой» домовой резьбы можно увидеть в разных селах Нижегородской, Ивановской и Костромской областей. На Урале (Екатеринбург) и в Сибири (Тюмень, Томск, Иркутск) есть настоящие сказочные терема, украшенные деревянным кружевом. Это тоже резьба по дереву, но уже ажурная домовая резьба.
«Глухая» резьба защищала древесину от гниения, ее использовали для украшения фронтонов, наличников, торцевых досок. Вход над дверями, перила крыльца, наличники часто украшали ажурной (пропильной) резьбой. Это и есть то самое кружево, которое по сей день поражает воображение своей красотой, симметричностью, выверенной четкостью каждой детали.
Такое украшение изготавливали с помощью специальных столярных инструментов: лобзика, ручной узкой ножовки, сверла. Предварительно на деревянную заготовку с помощью трафарета наносили рисунок. Этот вид работы с деревом считался менее трудоемким, чем «глухая» резьба, и трафаретов было так много, что абсолютно одинаковые кружева встречались редко.
Ажурная резьба стала визитной карточкой Поволжья, Урала и Сибири. Но дома, украшенные элементами домовой резьбы, ранее встречались практически повсеместно. Сегодня таковых единицы. Отреставрированные здания часто становятся музеями, их оберегают как памятники архитектуры.
В наши дни искусство резьбы по дереву продолжает жить и развиваться. Появляются новые техники, например, «татьянка», обучиться которому может даже ребенок. Деревянное кружево можно увидеть на фасаде современных загородных домов. Ажурную резьбу часто используют для украшения интерьера. А умение с помощью обычной бензопилы выпиливать из дерева скульптуры животных, птиц и вовсе способно принести мастеру мировую известность.

Выпуск 11. Ткачество

Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел.
Самой старой тканью, найденной археологами, считается материал (лен), обнаруженный у турецкого поселка Чатал Хюиюк. Ему насчитали 6500 лет.
Ткачество возникло в позднем неолите как эволюция плетения.
Человек достаточно рано начал орнаментировать ткань – орнамент наносился вручную. Впоследствии его делали с помощью вышивки. Вершиной технологического открытия в этом деле был ткацкий станок, он мог быть как основным, так и вспомогательным инструментом ткача.
Особенно ценны образцы ткачества не только демонстрацией тяжкого труда, сложной технологии, но и теми узорами, что появлялись на изделии. Орнамент на одежде, поясах, рушниках был не просто красивым набором элементов – это шифр, код, в котором могло заключаться пожелание молодым или оберег мужу. В этом символизме не одна красота мысли, но и молитва, и вера, и забота о близких.
Ткачество подразделяется на ручное и машинное. Ручное ткачество отличается тем, что для производства изделий используются простые станки, на которых закреплены нити основы и имеются некоторые удобства для ткачества, но весь процесс ткач производит вручную. Таким способом с древности и до настоящего времени создают ткани, ковры, сюжетные и декоративные шпалеры, гобелены, утилитарные изделия.
В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство.
В наше время основная часть тканей производится промышленным образом на различных механических, автоматических и специальных ткацких станках. Ручное ткачество встречается только в прикладном искусстве.
Все больше ремесленников увлекается этим ремеслом, в особенности – ковроткачеством. К слову, ковер на стене в спальне снова становится модным элементом интерьера. Но именно тот, что соткан вручную.

Выпуск 12. Витраж

Термин «витраж» имеет французские корни, и переводится он просто – «оконное стекло». Это декоративная тематическая или орнаментальная композиция, которая делается из кусочков разноцветного стекла. Стекло это чаще всего расписано красками.
Долгое время витражи украшали, главным образом, церковные и монастырские сооружения. Постепенно их стали применять и в светских сооружениях. Когда появились витражи, сказать точно нельзя. Но исследователи полагают, что случилось это вскоре после изобретения самого стекла.
Витражи украшали готические храмы, придавая им еще больше мистичности, но с уходом эпохи готики они все так же были востребованы. И в истории 20 века существует много примеров того, как витражи преобразовывали образ здания. В России полюбоваться витражным великолепием можно, главным образом, в Санкт-Петербурге.
Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Они становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.


В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:

  • Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни.
  • Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.
  • Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.
  • Пескоструйный витраж
  • Спечной витраж (фьюзинг)
  • Травленый витраж
  • Литой витраж — каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм, также придается поверхностная фактура, которая, преломляя свет, усиливает выразительность. Для скрепления стёкол используется цементный раствор и металлическая арматура.

Имитация витража:

  • Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путём нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).
  • Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся плёнка (английская технология).
  • Накладной витраж — получается наклеиванием элементов на основу.

Выпуск 13. Народная кукла

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она - обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.
Самые первые куклы - это воплощения образов богов, которые играли важную роль в различных обрядах и ритуалах. Их делали в виде человеческих фигур. Так же без кукол не обходился ни один праздник.
На их изготовление шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.
По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы.
В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии, куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.
Куклы-обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи, гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.
Обрядовые куклы. Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок.
Кукла “Купавка” – это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
"Домашняя Масленица". Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, “Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.

выпуск 14. Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, возле города Вятки (сейчас территория города Кирова).
На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных и красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенками.
Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.
Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях.
В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.
Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Выпуск 15. Вышивка гладью

Продолжаем выпускать статьи рубрики "Искусство украшать", для ознакомления наших читателей с различными видами декоративно-прикладного искусства. Сегодня мы знакомим вас с вышивкой художественной гладью.

Вышивка гладью — один из древнейших видов рукоделия. Во все времена она помогала внести нотку индивидуальности и изысканности в предметы одежды, интерьера, домашний текстиль. Наполненные многообразием красок работы мастериц и сегодня служат стильным и оригинальным украшением многих вещей.
Вышивка художественной гладью сильно отличается от других видов вышивки тем, что в ней нет четких схем и инструкций (если речь идет об авторской вышивке). Рисунок, как правило, переносится вручную с помощью копировальной бумаги. В результате перевода на ткани остаются лишь основные линии и пропорции. Остальное нужно додумывать в процессе вышивания.
Вышивка художественной гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна.

В этой технике применяются различные виды швов и приёмов:

  • Плоская гладь — двухсторонняя вышивка прямым стежком, стежки плотно укладываются друг к другу.
  • Гладь с настилом — объёмная вышивка прямым стежком в одном направлении по основе, сделанной стежками в другом, перпендикулярном направлении. Для настила могут использоваться и другие стежки («в россыпь», «в раскол» и т.п.)
  • Теневая гладь — выполняется нитками разных цветов.
  • Гладь вприкреп.
  • Прорезная гладь «ришелье» — сквозная вышивка, при которой в ткани прорезаются отверстия разной величины и формы.
  • Владимирский шов «верхошов».
  • «Узкий гладьевой валик».

В дополнение к глади в работе часто используется наклонный стебельчатый шов. Для выполнения контуров может применяться прямой стежок «назад иголку», а для создания дополнительных эффектов — самые разнообразные декоративные стежки и строчки. Для прорезной глади основным является плотный петельный, он же сплошной обмёточный шов.
Вышивка гладью является традиционной для стран Восточной и Юго-Восточной Азии, ею славятся мастера из Китая, Вьетнама, Кореи и Японии.


Дата последнего изменения: 22 Апр 2021 15:47